ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – Состоит из 3 семестров, каждый по 3 месяца обучения и одного месяца практики.

На Подготовительный курс могут прийти люди любых профессий, которые давно мечтали играть на сцене или которые просто хотят попробовать свои силы в театре или люди, близких к театру профессий (музыканты, художники, танцоры и т.д.), которым по каким-то причинам необходимо владение актёрской профессией.

Основная задача Подготовительного курса:
дать студентам базовые инструменты актёрской игры по системам К.С Станиславского, М.Чехова, В. Мейерхольда а так же разогреть их психо–физический аппарат (раскрепостить эмоционально, убрать страх публичного выступления а так же дать возможность получить удовольствие от игры на сцене)

Основная цель Подготовительного курса – Подготовить людей не имеющих ничего общего с театром и игре не сцене или имеющие очень маленький опыт игры, к выходу на профессиональную сцену, а так же раскрепостить их физически и эмоционально, а так же открыть в них их индивидуальность и присущую только им харизму.

Временные рамки и возможности курса:

Курс длится 10 месяцев – 3 семестра по 3 месяца и 1 месяц практики (выступление на профессиональной сцене!)

Студент поступивший на Подготовительный курс может пройти как один семестр так и два и три полностью. Все студенты прошедшие все три семестра допускаются до практики, и в дальнейшим автоматически переводятся на Продвинутый курс. Студенты не прошедшие 3 семестра на практику и дальнейшее обучение в школе не допускаются.

Финал первого года обучения – это выход на профессиональную сцену – каждый студент прошедший 3 семестра обучения на Подготовительном курсе будет иметь возможность сыграть на профессиональной сцене  перед публикой в одной или нескольких работах по классическим произведениям в отчетном спектакле, собранном из этюдов, отобранных за три семестра обучения.

Основные предметы Подготовительного курса: Мастерство актера, сценическая речь совмещённая с вокалом. А так же дополнительные мастер–классы по сценическому движению, танцу, импровизации, с режиссёром по разбору текста пьесы и роли.

Количество занятий:
студенты посещают школу 3 раза в неделю ( 2 раза по будням , и в выходной день, 2 дня студенты работают с педагогом и 1 день – день для подготовки самостоятельных работ.

Программа работы Подготовительного курса по семестрам.

1 семестр – семестр К.С. Станиславского.

Основная задача семестра: ознакомить студентов с основными принципами системы К.Станиславского, объяснить им как они действуют на практике, а так же научить применять их во время игры на сцене, публичных выступлениях, и концертных выступлениях.

Основные темы семестра :

1. Действие.

По Станиславскому, действие – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели. Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым

2. Правда жизни.

Не играть, а жить Вообще правдивость, правда – один из важнейших моментов в теории Станиславского. Ни актёр, ни режиссёр не в состоянии изобразить что бы ни было лучше, чем то существует в природе, в жизни, в реальности. Природа – главный художник, она же – инструмент. Именно её необходимо использовать. На сцене нужно не играть роль, а жить ею.

3. Анализ.

Мы не склонны анализировать свои эмоции, тем более элементарные: что чувствуем, когда едим, когда сидим, идём, говорим. Не склонны разбирать на мельчайшие детали действия других людей в жизни. Актёр же должен быть ещё и исследователем. К примеру, детально изучить течение своего дня, обычного буднего дня. Или проанализировать, как ведёт себя человек, желающий понравиться хозяевам, к которым зашёл в гости. Такие наблюдения должны войти в привычку. А знания, полученные подобным путём, помогут актёру (а тем более, режиссёру) строить цепочку физических действий, а следовательно, и переживаний героя пьесы.

4. Простота, логика и последовательность.

Цепочка или, как говорил Станиславский, партитура, физических действий должна быть донельзя проста. Поскольку каждый раз – первый, второй, тысячный – выходя на сцену, актёр должен заново переживать роль, сложная схема действий будет его то и дело запутывать. Ему сложнее будет вызвать в себе переживания, сложнее играть, а зрителю – сложнее «читать» его игру.

Логичным и последовательным вообще должно быть всё: мысли, чувствования, действия (внутренние и внешние), хотения, задачи, стремления, вымысел воображения и прочее. Иначе рискует возникнуть всё та же путаница.

5. Сверхзадача и сквозное действие

Ещё один важнейший термин системы – сверхзадача. Ни режиссёр, ни актёры не должны пренебрегать идеей автора пьесы в угоду своим мыслям, убеждениям. Режиссёр должен обнаружить авторскую точку зрения и стремиться выразить её. Актёры – и того больше – должны понять, принять и проникнуться идеями своих героев. Сверхзадача труппы заключается в том, чтобы выразить главную идею произведения. В этом – главная цель спектакля. И все их усилия должны быть направлены на достижение данной цели. Возможным это становится при выяснении основной линии действия, которая проходит через все эпизоды произведения и потому называется сквозным действием.

6. Коллективность.

Сверхзадача достижима, когда все участники коллектива объединяют свои усилия в работе над спектаклем. «Необходимы взаимная уступчивость и определенность общей цели, — считал Станиславский. — Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер в желания артиста, – все и будет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться». Без коллективности, без взаимной поддержки и товарищеского чувства, среди дрязг, капризов и всплесков самолюбия – искусство обречено на провал, «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

7. Воспитание театром.

Искусство должно воспитывать. Во-первых, воспитывать тех, кто им занимается, творческую группу. Во-вторых, воспитывать зрителей. При этом Константин Станиславский признаёт, что основная функция театрального искусства – развлекательная. Но: «Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов от сценических подмостков». Не следует забывать, что всегда публика ходила и будет ходить в театр (и шире – приобщаться к любому виду искусства), чтобы если не развлечься, то отвлечься, от жизни, от повседневности, от быта, работ и проблем. Но это не должно побуждать авторов и артистов идти у неё на поводу. Ведь, когда двери закрываются и в зале гаснет свет, «мы можем вливать им в душу все, что захотим».

Финал 1 семестра: «Станиславский Шоу» — музыкально – драматическая программа, разыгранная студентами Школы, собранная из этюдов по главам и книги Станиславского « Моя жизнь в искусстве».

2 семестр – семестр Михаила Чехова.

Основная задача семестра : Познакомить студентов с основными принципами работы актеров, по системе Михаила Чехова, помочь овладеть техникой ПЖ( психологического жеста) и научит применять полученные знания на практике. « От внутреннего к внешнему» и « от внешнего к внутреннему» -дать полную картину , что это значит по Чехову ? , работа над образами с учётом этих двух техник.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СЕМЕСТРА:

  1. Алгоритм подготовки тела к действию.

Познакомить студентов с комплексом упражнений для подготовки его аппарата к созданию пластически-выразительного образа роли. Дать внешнюю технику, с помощью которой он может легко и правильно выполнять режиссерские задания. )

  1. Пластическая выразительность.

Пластичность зависит не только от природных данных, от таланта, но и от подготовленности организма. Если тело расписывается в своем бессилии, оно перечеркивает самые прекрасные замыслы воображения.

Дать студенту технику владения своим телом и научить постоянно его совершенствовать. Дать необходимо знания возможности и законы управления своим психо – физическим аппаратом. (Для создания пластически-выразительного образа необходимо, чтобы весь аппарат был специально подготовлен.) Познакомить ,обучающихся, со специальными упражнениями ,для раскрепощения тех областей тела, которые помогут ему в работе.

  1. Психо–эмоциональная составляющая

Научить студента выносить эмоции на поверхность, выполняя упражнения на раскрепощение, внимание. Соблюдая определённую технику, студент становится более открытым и эмоционально отзывчивым. Внешняя форма рождается эмоциональным внутренним позывом, быстрой импульсивной реакцией. Уверенность достигается повторением.

  1. Синтез психофизики и психо-эмоциональная составляющей.

Заполнение психофизического массива данных студентов происходит путем синтезирования двух массивов. Идет поиск взаимосвязей между психикой и физикой. Комплекс упражнений на соединение этих массивов и приведение психо – физического аппарата студентов на определённый уровень мастерства.

  1. Цикл и построение алгоритма. Проработка навыков ощущения частей своего тела, сегментирование тела

Научить студентов Двигаться от микро жеста ( пальца) до полного подключения всего организма.

Почему движение начинается именно с одного пальца? Когда мы работаем с одним пальцем, нам проще понять характер его движения. Пальцы — самая пластичная и контролируемая часть тела. В обычной жизни постоянно необходимо менять их форму для выполнения тех или иных действий. Виден характер пластики, сразу чувствуются ошибки, в отличие от тех упражнений для начинающих актеров, где идет погружение в состояние всем телом сразу. Последней переменной, которую мы запустим по циклу — будет голова, так как мы должны следить за наращиванием характеристики применительно к нашему телу. При подключении головы достигается состояние полного погружения.

  1. Эмоция и действие в цикл ( ПЖ – психофизический жест)

Следующий шаг — научить студента сопоставлять эмоций, вызванных словом с движением заданных сегментов тела.

Например : молодость,мечта,желание страх; глупость,голод, холод и др.

  1. Три основных вида алгоритма для поиска пластической формы

1.Словесный способ .

2.Запись и описание последовательных этапов обработки данных.

  1. И непосредственно Алгоритм пластической формы , который задается в произвольном изложении на естественном языке тела.

Работа над образами по пьесам Чехова, Пушкина, Гоголя, Володина, Горина используя систему ПЖ Чехова.

Финал 1 семестра: Постановка этюдов по заданным произведения используя все наработанные техники.

3 семестр — семестр Всеволода Мейерхольда 

 

Основные темы семестра:

  1. Большая мера обобщения.

Научить студентов отличать « жизнь» от театральной условности и привить им не желание тащить « некую правду жизни» на сцену.

Данный компонент основывался на том, что ни зритель, ни актер не должны были забывать, что на сцене воспроизводится театральное действие, а не воплощается «элемент жизни.

  1. Импровизационность .

Познакомить студентов с элементами импровизации. Дать им понять, что импровизация проявляется в том, что актер создает образ на сцене не по заранее данным параметрам в сценарии, а «здесь и сейчас», то есть импровизируя во время спектакля.

  1. Передача актером не образа, а своего отношения к образу.

Научить студентов создавать на сцене образ персонажа пьесы так, чтобы не допускать возможности его (образа) двойственной трактовки зрителем.

  1. Прием предъигры.

Движение рождает слово. Объяснить и натренировать студентов на то , чтобы перед произнесением реплики обязательно надо делать пластические телодвижения, чтобы придать зрелищность представлению. Телодвижения и жесты должны вызвать эмоцию в сознании актера, которая трансформируется в слово.

  1. Актер должен «зеркалить» – слышать и видеть себя со стороны.

Объяснить Студентам, что не надо проживать свою роль и испытывать эмоции, он должен играть роль, контролируя свои слова и действия.

  1. Синтетичность актера воплощалась в его способности владеть голосом и дикцией, умении двигаться на сцене и т.д.

Дать студентам основные навыки « синтетического актера» И дать для этого определённые навыки и умения, а именно:

— Действие : строится по цепочке: намерение – осуществление – реакция.

— Игра актера состояла из нескольких этапов на сцене, а каждый этап – из трех фаз:

1) намерение – осознание и осмысление полученного задания;

2) осуществление – переход актера к циклу рефлексов (волевых, миметических, голосовых), то есть само действие, реализация задания на сцене;

3) реакция – подготовка актером собственного организма к воплощению следующего этапа роли.

В рамках концепции «условного театра» прежние принципы, регулирующие учебно-воспитательный процесс работы режиссера с актером, оказались несостоятельными. Индивидуальное, во многом связанное с творческой интуицией актера и являвшееся стержнем актерской работы, упразднялось, и повышалась важность руководящей роли режиссера. Мейерхольд определял границы действий актера, с математичесой точностью выстраивал мизансцены. Актерская свобода в прежнем понимании переставала существовать.

В ФИНАЛЕ СЕМЕСТРА: Студенты выполняют этюды по пьесам Ионеско, Беккета, Стриндберга учитывая все законы техники игры Мейерхольда .